Автор: Татьяна Успенская
Пятница, 11 мая
Рабочая пятница заканчивалась скучным недельным митингом с заказчиком. У жителей Оклахомы только начинался день, и они никуда не спешили. Дежурные миролюбивые шутки, small talk, какой статус по проекту – обсуждение явно затягивалось. Мне не сиделось. По нашему графику через два часа мы уже должны были стартовать из города, а у меня еще не были до конца собраны вещи, Индеец (Азер: «Таня, забери Индейца». Я «Какого еще Индейца?» Азер: «Ну ты же знаешь Индейца!») и его матрос, не собраны Таня и Малышкина, которую надо было искать где-то в Ошмянах, а я все еще томилась в котле с американцами, индусами, белорусами и черт знает кем еще, обсуждая исключительно важные баги. Наконец муторные переговоры закончились.
Приехала Таня, и мы отправились за Индейцем. Индейцем оказался Ваня, и я действительно его знала. Забрали и Матроса, оказавшегося Катей. Два других экипажа с Сашей Озеринским, четой Потаповых, Сашей Гладким, Алесей, собакой Гектором и прицепом с байдарками задерживались, поэтому мы бодро стартовали за Аней Малышкиной в Ошмяны. Когда весь наш экипаж был укомплектован полностью, мы направились в Ольховку, на место встречи всей команды. В ожидании остальных припарковали наш автомобиль на обочине. Я недальновидно оставила включенными фары (ну не в темноте же ждать), музычку, видеорегистратор и заряжающиеся телефоны. Под наши веселые разговоры фары стали тускнеть, музычка играть перестала. Бросились, было, завести машину, но было уже поздно. Форестер наотрез отказывался подать хоть какие-то признаки жизни. Стало ясно, что аккумулятор сел. Тем более радостной оказалось воссоединение с командой – у Андрея Потапова оказались провода, пять минут – и Форестер снова был в строю.
Затем последовала долгая выматывающая дорога по ухабистой лесной дороге с закипевшим по дороге Пежо. Сильно за полночь прибыли мы на место стоянки у озера Балдук. Слаженно разбили лагерь, развели костер, слегка побалагурили, и ближе к рассвету разбрелись по палаткам. Особо стойкие даже устроили фотосессию на берегу озера.
Суббота, 12 мая.
В 7 утра у нашей с Таней палатки раздался бодрый голос Азера: «Таааани! Подъем!» Поспав всего часа четыре, я нехотя выползла из палатки – предстояло еще перегнать машины к антистапелю. Было ощущение, что никто так и не ложился. Уже горел костер, и даже закипал на нем котел для утренней гречки с тушенкой. По Балдуку стелился рассветный туман, сонные туристы подтягивались к огню.
После завтрака устроили утреннее купание в Балдуке, чтобы окончательно взбодриться. Первым к антистапелю стартовал Андрей Потапов вместе с порожним прицепом вверх по крутому склону. Прицеп развернуло на 90 градусов, помяв задний бампер. Отцепили прицеп, затолкали наверх Пежо, а потом отдельно и прицеп. Андрей, не дожидаясь нас с Сашей, укатил в лес. На развилке мы с Сашей толком не знали, налево или направо. Мне казалось, направо, но поехали все же налево. На узкой дороге лежал распиленный ствол дерева. Узкая Алесина БМВ, за рулем которой был Саша, без проблем прощемилась и поехала дальше, а отожравшему бока Форестеру такое препятствие оказалось не под силу. Я каталась взад и вперед, пытаясь подобрать правильный угол, пока окончательно не застряла меж двух половин злосчастной сосны. Подождала Сашу, но он не возвращался. Попробовала позвонить – связи в этой глуши не было. Плюнула, закрыла машину и отправилась пешком, недовольная тем, что никто не пришел на помощь.
В расстроенных чувствах от того, что бедняга Форестер застрял в каких-то несчастных двух соснах уткнулась в погрязшего в лесном ручье потаповского Пежо и задумчиво чешущего затылок Азера.
Тут, конечно, уже всем стало понятно, что на развилке мы все ошиблись. Андрея не смутило, что вчера ночью никакого ручья мы не переезжали, а желтое песчаное дно сбило его с толку еще больше. Груженый прицепом Пежо намертво застрял в болотной жиже без каких-либо шансов выбраться оттуда самостоятельно. Прицеп затолкали наверх. С помощью Андрея и Саши удалось вызволить Форестер из соснового плена – они просто немного приподняли громадный ствол, и Форестер был таков. Теперь мы вернулись к Пежо, и я подъехала к нему задом. Прицепили трос, слегка поднатужились, но видавший виды трос лопнул.
Повторили попытку – безрезультатно. Пришлось нам с Сашей ехать обратно в лагерь – оповестить остальных о задержке, взять на всякий случай денег и Сашу Гладкого в качестве дополнительной силы. В лагере уже все встали, позавтракали и даже подготовили байдарки к старту. Новость о застрявшей машине встретили без энтузиазма. Привезли Сашу Гладкого на подмогу Потапову, а сами с Азером отправились на поиски троса. Он был найден невероятно быстро у местного жителя. Пришлось объехать всю деревню, чтобы подъехать к Пежо с другой стороны. К моменту нашего приезда Андрей и Саша, грязные до трусов, но довольные демонстрировали нам свои достижения: теперь Пежо уверенно стоял в болоте на заботливо подсунутых под колеса кольях и ветках. Вытащить бедолагу теперь не составило никакого труда: как сказал Саша Гладкий, он выскочил их болотного плена как из песочницы.
По дороге к месту предполагаемого финиша заехали за местным деликатесом – Иловским вином. Вина не было, поэтому купили что-то вроде кальвадоса розлива Иловской винодельни. Ближе к трем часам дня были наконец на месте старта.
В этот день я дебютировала в роли капитана. Предстояло найти протоку из Балдука, которая должна была вывести нас на Страчу. Наша скромная флотилия дрейфовала по озеру нестройными рядами в поисках выхода к реке.
В авангарде был Азер на своем каяке «Каролина».
Впереди замаячили камыши, не предвещая ничего хорошего. Все остальные байдарки послушно направились к зарослям.
Потыкавшись в камыши, решили, что протока все же не там, и вскоре мы уже пробирались по нужному руслу.
Страча встречала мелководьем, быстрым течением, камнями и оголившимися по поздней весне поваленными стволами деревьев.
Со своими капитанскими обязанностями я справлялась не очень, Таня то и дело командовала «Табань!». Азер давал ценные указания по преодолению препятствий. Надо было набрать скорость побольше, чтобы перескочить через бревна. Поначалу дело шло туго, мы постоянно застревали на них и прибегали к синхронному раскачиванию в байдарке. Со стороны было похоже на вялые попытки к коитусу, только что наш женский экипаж при этом громко ржал, от того эротическая сцена превращалась в скверную пантомиму.
Завалов было много, байдарки вставали в очередь на прохождение очередного сложного места.
Где-то приходилось пригибаться под нависшими над водой деревьями, лавировать между камнями и преодолевать небольшие пороги.
Местами река настолько обмелела, что приходилось вылезать из лодки и тащить ее волоком.
Порой это выглядело не очень грациозно, особенно, когда нужно было быстро сесть в лодку, быстро набиравшую скорость на вновь быстром течении.
Иногда обязанности капитана заключаются не только в том, чтобы правильно рулить, но и в том, чтобы взять на себя смелость залезть в прохладную еще в мае воду и с помощью недюжинной силы стащить груженую лодку с какого-нибудь камня под подбадривающее улюлюканье матроса.
Поскольку бОльшую половину дня мы то и дело выталкивали машины из какой-нибудь жопадни, сплавлялись мы сегодня недолго. Вскоре отстающие наши три байдарки уперлись в мост, на котором уже поджидали экипажи Потаповых и Алеси с Гектором.
Беседка, кстати, расположена на экологической тропе «Голубые озера». Устроили небольшую фотосессию с элементами йоги.
Мы с Таней уже слегка продрогли к этому моменту, поэтому решили утеплиться, а затем и перепаковаться. Это фото стало любимым в фотосессии на Страче. Саша, опершись на весло аки основатель города молча созерцает за нашими отчаянными попытками запихнуть герму на нос байдарки. Обратите внимание на направление взгляда Саши.
Теперь, подкрепившись и утеплившись, я чувствовала себя капитаном Джеком Воробьем. Табанила теперь без подсказок Тани, наш каяк ловко входил в повороты и лавировал между камней. И как-то неожиданно маршрут сегодняшнего дня подошел к концу. Мы встали лагерем на удачной стоянке со столом и кострищем. В меню было заявлены необычные для походов шашлыки, которые хозяйственные Потаповы любовно запаковали в термосумку. За дело взялся Саша Гладкий.
Пока организовывался ужин, устроли аттракцион по хождению по бревну через реку и прыжкам с него в воду.
День подходил к концу. Саша вращал на мангале шампуры настолько профессионально, что был прозван Ахмедом – колоритная внешность вкупе с шашлыком и словами «Я вам сейчас приготовлю такое, чего вы в жизни не ели!» и правда выдавали в нем если не Ахмеда, то уж точно кавказского повара. Мясо и правда получилось, что надо, мы чуть не лопнули: 5 с лишним килограммов шашлыка – это не шутки. Дегустировали и настойки Ани Малышкиной, которая, зависнув надолго на родине, вместо того, чтобы ехать к супругу в Австрию, занялась производством горячительных напитков в непромышленных масштабах – для друзей. Надо сказать, получилось у Ани недурно – вполне может составить конкуренцию Гильдии Миндибекова из всем известного «Магадана». В общем, душевно мы провели вечер на той стоянке.
Воскресенье, 13 мая.
Утро началось с кофе и великолепного горохового супа в исполнении двух Александров.
Продолжились купальные процедуры – у кого с бревна, у кого с берега.
Сегодня на должность капитана в нашей байдарке заступила Таня, и «Табань!» теперь кричала я. Таня и табанила. Получалось слаженно – у меня кричать, у Тани капитанить. Река радовала бурлящими потоками, и даже обнажившиеся камни после падения уровня воды не доставляли нам неудобств. Напротив, было весело стаскивать с них байдарку, снова и снова намокая в воде. После бурной части реки последовал «депрессивный канал Азера» – узкое и глубокое русло с идеально ровными краями и скучными пейзажами. Отмахали мы там километров пять. Действительно: нагоняет тоску.
Затем река стала шире и глубже, показались живописные деревеньки и аккуратные домики, ступеньками и пристанями подступающие к воде. Где-то там перекусили прямо в лодках: тушенка ложкой из банки с хлебом – классическое блюдо водника.
Нам предстояла кульминационная часть маршрута – старая разрушенная мельница. Бетонное основание мельницы образует порог с перепадом высоты в пару метров; по ранней весне, говорят, водоворотистый и захватывающий дух. Нам же удалось лишь поскрести дно лодки – воды в реке стало явно мало, чтобы испытать весь экстрим. Но со стороны все выглядело более впечатляющим. Вот, смотрите:
После порога до антистапеля осталось пройти всего несколько сотен метров. Финишировали под мостом. Команда неспешно разгружала байдарки, сушила вещи, пила кофе. Пока мы с Алесей съездили за ее машиной, ребята погрузили все байдарки в прицеп и даже успели сделать памятное фото у знака.
Спасибо Саше Озеринскому за организацию похода и всем участникам за поддержку, боевой дух и прекрасные выходные!
Искренне ваша,
Белка.



























